21 сентября 2017 г. в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования: модернизация технологий и содержания обучения» работала дискуссионная площадка «Современные модели организации образовательной деятельности в условиях ФГОС». Для дискуссии была предложена модель организации образовательной деятельности при реализации ФГОС СОО, которая была получена по результатам мониторинга готовности общеобразовательных организаций Забайкальского края к внедрению ФГОС среднего общего образования. Результаты мониторинга были представлены модератором площадки С.В. Кузьминой, доцентом кафедры образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края.

На обсуждение были вынесены несколько положений: формы реализации ООП ФГОС СОО, механизм формирования и содержание части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, организация внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, система оценки достижения планируемых результатов.    

Модель, построенная на основе данных мониторинга, вызвала много вопросов, т.к. основные ее положения не в полной мере отвечают требованиям ФГОС общего образования.

Выбор школами Забайкальского края модели внеурочной деятельности «Модель дополнительного образования» и «Оптимизационная модель», которые наименее продуктивны для достижения результатов, предусмотренных ФГОС общего образования, во многом связан с проблемами, обозначенными участниками дискуссии. В их числе можно назвать загруженность школ (работа в 2, а то и 3 смены), противоречивые нормы, установленные различными контролирующими органами (требования СанПиНов для общеобразовательных организаций не предусматривают чередование уроков и внеурочных занятий), большая урочная нагрузка у педагогов, которая не позволяет  творчески разрабатывать курсы для внеурочной занятости обучающихся, в условиях малокомплектных школ – дефицит высококвалифицированных кадров. Данные проблемы имеют более глубокие корни: старение педагогических кадров (есть школы, в которых все или практически все педагоги достигли пенсионного возраста), нехватка учителей-предметников со специальным базовым образованием, школе необходимы молодые, инициативные педагоги, с которыми будет интересно ученикам.

Не меньше вопросов вызывает процедура разработки той части учебного плана, которая формируется по запросам участников образовательных отношений. Большинство школ указали на учет мнения учащихся и их родителей (законных представителей). Но практика показывает, что часы данной части учебного плана в основном наполняются предметами, обязательными для изучения, что нельзя признать позитивной практикой.

Большие затруднения вызывает формирование метапредметных результатов учащихся.

В то же время есть позитивные практики организации образовательной деятельности. С очень интересной практикой федерального образовательного учреждения «Читинское суворовское военное училище МВД РФ» познакомила педагог Журавлева Нина Алексеевна. В Агинской окружной гимназии-интернате удалось организовать образовательную деятельность, которая позволяет  достичь  в полной мере результатов, предусмотренных ФГОС общего образования, о чем рассказала Болотова Галина Цырендошиевна, руководитель Центра оценки качества образования Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края. Не менее интересен опыт Урда-Агинской школы Агинского района, в которой достигаются не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты.

Проблемы построения модели реализации ФГОС обозначила учитель истории Акшинской средней школы Попова Ольга Геннадьевна. Особое внимание было уделено материально-техническому обеспечению школ, стимулированию педагогов.

В завершении заведующая кафедрой образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края Л.А. Порш представила результаты анализа заполнения листа самооценки основной образовательной программы среднего общего образования общеобразовательными организациями - пилотными школами по внедрению ФГОС СОО в Забайкальском крае в 2016-2020 годах.

По результатам обсуждения выявленных проблем были сформулированы предложения в резолюцию конференции, направленные на привлечение молодых педагогов в школы Забайкальского края, устранения межведомственных противоречий в требованиях к образовательным организациям, распространение имеющегося положительного опыта.

Презентация

Кузьмина С.В., доцент кафедры образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края