В рамках проведения конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования: модернизация технологий и содержания обучения» 21 сентября проходил установочный семинар «Финансовая грамотность – компетенция XXI в». (модераторы Гробова Е.Е. – главный бухгалтер ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, Никифорова Н.Ю. – начальник отдела общего специального образования Министерства образования Забайкальского края). В рамках данного семинара прозвучали выступления представителей Министерства финансов Забайкальского края, отделения Центрального банка РФ по Российской Федерации, учителей и заместителей директоров школ, участвующих в пилотном проекте по введению предмета финансовая грамотность.
В частности, Маслова Е.В., начальник отдела бюджетного развития Министерства финансов Забайкальского края, отметила в своем выступлении, что проблема финансовой грамотности населения актуальна в последнее время, и воспитывать финансово грамотного человека, подготовленного к реалиям современной жизни, необходимо еще со школьной скамьи. Проект введения нового предмета в школе проходит во взаимодействии со многими органами власти, в частности, Министерством финансов, Центральным банком России, Пенсионным фондом, Роспотребнадзором. Как показали исследования по уровню финансовой грамотности подрастающего поколения, в общем зачете среди других стран Россия занимает 4-5 место (исследования проводились в 42 субъектах РФ). На сегодняшний день разработано 17 учебно-методических комплектов, которые апробируются для 2–11 классов. Также Елена Викторовна обозначила цель введения финансовой грамотности в школе: обеспечение доступности, эффективности, практической направленности финансово-экономического образования учащегося. Данный предмет направлен на усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания явлений, происходящих в финансовой сфере, для формирования финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений; развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; выработку навыков проведения исследований экономических явлений: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации; освоение технологии решения типичных экономических задач; формирование взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка.
Михайлов А.С., начальник сводно–экономического отдела отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, в своем выступлении рассказал о взаимодействии Центрального банка с общеобразовательными учреждениями в части повышения финансовой грамотности учащихся. Такая работа проводится на протяжении нескольких лет в форме открытых уроков, при этом акцент делается на приобретении практических навыков. Разработана презентация «Зачем быть финансово грамотным?» в доступной для понимания учениками форме, которую можно посмотреть в открытом доступе. Проводятся лекции по различным темам из сферы финансов (деньги, пользование банковскими картами, потребительский кредит и.т.д.), видео-презентации (материалы есть в открытом доступе на сайте Банка России). Целью проведение данных мероприятий является то, чтобы полученные знания применялись подрастающим поколением на практике.
Также Анатолий Сергеевич отметил о взаимодействии Центрального банка со СМИ (различные публикации по данной тематике), разработке специализированного ресурса центрального банка финкульт. инфо, на котором можно посмотреть интересующую информацию по повышению финансовой грамотности. Планируется на сайте разместить информацию о мошеннических схемах в целях избегания в дальнейшем участия в таких схемах граждан.
Гробова Е.Е. отметила о возможности применения сайта «Хочу, могу, знаю», на котором в доступной и понятной форме рассказывается о началах финансовой грамотности.
В рамках семинара прозвучали выступления учителей и заместителей директоров школ Забайкальского края, участвующих в пилотном проекте по введению финансовой грамотности. В частности, это МБОУ «Многоязыковая гимназия № 4» г. Читы, МБОУ СОШ с. Засопка Читинского района, МОУ СОШ № 52 г. Шилка. В рамках этих выступлений были обозначены практические результаты введения финансовой грамотности в школах, формы введения (элективный курс, внеурочная деятельность, в рамках различных предметов учебного плана – математики, обществознания, истории, ОБЖ), учебники, применяемые в процессе ведения (учебник Чумаченко, Горяева). Педагогами были озвучены темы, изучаемые в рамках курса финансовая грамотность (личные финансы, кредит, страхование, пенсии, инвестиции, расчетно – кассовые операции, налоги и.т.д.). Представителями школ было отмечено, что проводится тесное сотрудничество с банком, налоговой инспекцией, пенсионным фондом в рамках изучения финансовой грамотности, что создает практико–ориентированную направленность.
В заключение Никифорова Н.Ю., начальник отдела общего, специального образования Управления общего образования и воспитания Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, проанализировав практику районов Забайкальского края в части введения финансовой грамотности, участие Минфина и Центрального банка в развитии данного процесса, высказала идею о создании системной дорожной карты.
Медведева Н.В., младший научный сотрудник кафедры образовательного менеджмента ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края