В рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» 20 апреля 2017 года на базе МАДОУ детский сад №4 «Тополек» и МАДОУ детский сад №9 «Росинка» состоялась презентационная площадка по реализации регионального проекта «Ранняя профориентация дошкольников к миру профессий в условиях социального партнерства и взаимодействия с семьей в ДОУ муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» в 2016-2017 учебном году».
В работе презентации институциональных моделей реализации проекта в ДОУ приняла участие Крицкая Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики «Институт развития образования» Забайкальского края, г. Чита, руководитель регионального проекта по профориентации в образовании. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учѐтом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.
В программе работы были предусмотрены как мероприятия с детьми, так и организация работы методического кабинета в данном направлении.
С дошкольными учреждениями были заключены Соглашения о сотрудничестве между институтом и МАДОУ на ведение инновационной работы по направлению ранней профориентации дошкольников. Были даны рекомендации, выявлен первый положительный опыт работы педагогов и администрации ДОУ№4 и ДОУ№9, определены стратегические и тактические мероприятия на 2017-2018 учебный год.
Петрова И.В., главный специалист КУО, Крицкая И.Н., ст. преподаватель ИРО Забайкальского края