В рамках VII Всероссийского симпозиума с международным участием «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» состоялось заседание «круглого стола» «Реализация концепции развития ранней помощи: координация межведомственного взаимодействия». Его организаторами выступило Государственное учреждение ЦППМСП «ДАР». В работе «круглого стола» приняли участие 19 человек из учреждений социальной защиты населения, здравоохранения и образования.
Работа началась с приветственного слова модератора мероприятия С.М. Ли, директора ГУ ЦППМСП «ДАР», к участникам симпозиума. С.М. Ли акцентировала внимание собравшихся на вопросах выявления и сопровождения детей с проблемами в развитии раннего и дошкольного возраста в образовательных учреждениях Забайкальского края, а также возможностях межведомственного взаимодействия по реализации концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 года в Забайкальском крае.
Открыла тематические выступления Пасько Л.Б., врач-психиатр Краевой психиатрической больницы №1. Лариса Борисовна представила участникам симпозиума этапы диагностики и порядок медицинской реабилитации детей раннего и дошкольного возраста с особенностями психофизического развития, пояснив собравшимся необходимость взаимодействия медицинских работников, в частности врачей-психиатров, с педагогами детских образовательных учреждений с целью своевременного выявления детей раннего возраста с особенностями психофизического развития и оказания семьям консультативной помощи.
Начальник отдела по работе с инвалидами Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Буслаева Н.В. в своем выступлении поделилась опытом сопровождения детей-инвалидов дошкольного возраста в учреждениях социальной защиты населения Забайкальского края. Наталья Владимировна привела статистические данные на 31.03.2017 г., отметив, что на сопровождении находится 2 661 семья, имеющая ребенка-инвалида, из них 327 семей, имеющих детей-инвалидов в возрасте от 0 до 6 лет. На сегодняшний день на территории края действуют несколько ГАУСО реабилитационных центров: «Спасатель», «Топаз», «Шиванда», ЦМРСИ «Росток». Комплексность реабилитации обеспечивается включением в процесс всех необходимых услуг (социальных, медицинских, педагогических, психологических, бытовых и правовых). Всего за 2016 год в центрах курс реабилитации прошли 3 655 детей с ОВЗ, 1 132 ребенка-инвалида. Реабилитационными центрами «Спасатель» и «Росток» реализуется технология удаленного сопровождения детей-инвалидов и их семей «Дистанционная реабилитация», занятия проводятся в форме видеоуроков, мастер-классов в режиме он-лайн.
Заместитель директора ГУСО ЦМСРИ «Росток» Забайкальского края Бочкарникова С.А. представила опыт ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В течение года центр принимает более 4 000 человек, из них детская категория составляет около 1 000 детей, от 0 до 6 лет – 183 ребенка, из них раннего возраста (от 0 до 3) 75 человек. Работа ведется по следующим направлениям: социально-медицинское (массаж, водолечебница, индивидуальные занятия в зале ЛФК, физиолечение, галоинголяции, солевая дорожка, детские мини-тренажеры, для детей с ДЦП - костюм Адели), иппотерапия, психолого-педагогическая помощь (занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, логоритмистом, педагогом дополнительного образования), «Школа ДЦП», где родители обучаются приемам коррекционной работы со своими детьми в домашних условиях.
В Центре работает группа родителей детей с синдромом Дауна. Совместная работа мам и дефектолога позволяет достигать неплохих результатов в коррекции детей с данной патологией. Светлана Анатольевна подчеркнула, что работа с детьми проводится поэтапно, поэтому дети, взрослея, переходят в следующую возрастную группу, где учитываются не только возрастные, но и их психофизические особенности.
Продолжила работу «круглого стола» Ли С.М., директор ГУ ЦППМСП «ДАР». В своем выступлении Ли С.М. акцентировала внимание участников симпозиума на ранней помощи как комплексе медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включение в среду сверстников и интеграцию в общество, сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей). Светлана Михайловна рассказала о выявлении и сопровождении детей с проблемами в развитии раннего возраста в образовательных учреждениях Забайкальского края.
Голомазова О.И., зам. директора ДДО ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» представила доклад на тему «Особенности деятельности специалистов ОРДД «Шаг навстречу» по сопровождению детей с ТМНР», где она отметила, что, в первую очередь, педагогам необходимо четко понимать сущность сложного нарушения, уяснить его первопричинность, оценить последствия дефекта. В свою очередь, это позволит научно обосновать адекватные педагогические условия для реализации компенсаторного потенциала ребенка с целью преодоления аномального хода его развития.
Продолжили выступления своих коллег учителя-дефектологи МБДОУ № 87 г. Читы Липатникова Е.В., Иванова В.В. Они рассказали о сопровождении детей раннего возраста с нарушением зрения в условиях специализированного дошкольного учреждения. Специалисты отметили, что психолого-педагогическая помощь строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Важным в процессе взаимодействия с родителями детей раннего возраста с проблемами в развитии, как отметила Ерженина Т.А., учитель-дефектолог МБДОУ № 69 г. Читы, в своем выступлении «Сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии в условиях дошкольного учреждения (опыт, проблемы)», совместно определяются содержание психолого-педагогической помощи, ее продолжительность и формы осуществления, согласуются задачи родителей и педагогов в совместной работе по преодолению возникающих у ребенка затруднений. На основе разработанной стратегии определяется характер взаимодействия родителей и специалистов с ребенком, предполагающего целенаправленное решение развивающих задач, обеспечивается единство требований к ребенку со стороны педагогов и родителей, а также проведение родителями систематических развивающих и коррекционных занятий с ребенком в соответствии с рекомендациями специалистов.
Завершила выступление Тыжинова О.В., председатель Ассоциации родителей детей с ОВЗ «Аистенок». Ольга Валерьевна рассказала о организации взаимодействия с родителями по оказанию ранней помощи детям с проблемами в развитии.
Итоги работы площадки подвела Ли С.М., отметив, что в представленных докладах освещались вопросы на различные темы, однако многими выступающими подчеркивалась необходимость создания условий предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, обеспечивающей раннее выявление нарушений здоровья и ограничения жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, социальную интеграцию семьи и ребенка, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, формирование физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.
Участники презентационной площадки отметили положительный эффект взаимодействия в рамках обсуждения вопросов ранней помощи детям с проблемами в развитии.
Аналитик Подъявилова О.Е., заведующая диагностико-коррекционного отдела ГУ ЦППМСП «ДАР»