В рамках чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)- в Забайкальском крае 2 февраля 2016 года кафедрой образовательного менеджмента и центром сопровождения введения профессиональных стандартов ГУ ДПО «Институт развития образования» Забайкальского края проведено заседание «круглого стола» «Социальное партнерство как механизм взаимодействия общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, учреждений среднего профессионального образования»
с участием руководителей учреждений среднего профессионального образования (Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский государственный колледж», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский горный колледж им. М.И.Агошкова», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Читинский педагогический колледж», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Читинский политехнический колледж», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Читинский медицинский колледж», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский техникум транспорта и технологий», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский транспортный техникум», Государственное профессиональное образовательное учреждение «Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса»); руководителей общеобразовательных школ г.Читы (МБОУ СОШ №3, МБОУ СОШ №7, МБОУ СОШ №9, МБОУ СОШ №19, МБОУ СОШ №20, МБОУ СОШ №24,МБОУ СОШ №30, МБОУ СОШ №32, МБОУ СОШ №34, МБОУ СОШ №40, МБОУ СОШ №44, МБОУ СОШ №47, МБОУ СОШ №52, МБОУ «Городской центр образования»); Читинского района (МОУ СОШ с.Шишкино, МОУ СОШ с. Беклемишево), руководителей учреждений дополнительного образования детей (Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детско-юношеского технического творчества Забайкальского края», Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский спортивно- технический центр» г.Читы); специалистов муниципального органа управления образованием Читинского района, сотрудников ИРО Забайкальского края − всего более 35 человек.
Цель проведения «круглого стола»: обсуждение условий и механизмов взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального образования по конструированию модели социального партнерства.
Содержание работы «круглого стола» включало актуальные проблемы организации социального партнерства.
Так, по первому вопросу повестки заседания «круглого стола». «Социальное партнерство: понятие, нормативно-правовые основы» выступила Титова Елена Георгиевна – директор Центра сопровождения введения профессиональных стандартов ГУ ДПО «Институт развития образования» Забайкальского края.
Осмыслению второго вопроса «Концептуальные основы проектирования модели социального партнерства в сферах дополнительного образования детей, среднего профессионального образования» посвятили выступления Илясов Сергей Сергеевич, директор Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детско-юношеского технического творчества Забайкальского края», Халимова Валентина Леонидовна, руководитель службы маркетинга Государственного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский государственный колледж», Кулакова Татьяна Викторовна, заместитель директора Государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж», Шеханова Инесса Ивановна, заместитель директора Государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский политехнический колледж», Никифорова Ольга Леонидовна, заместитель директора Государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский медицинский колледж», Ефименко Татьяна Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного профессионального образовательного учреждения «Забайкальский горный колледж им. М.И.Агошкова». По третьему вопросу «Компоненты содержания и организационно-педагогические условия проектирования модели социального партнерства в сфере общего образования» выступили: Бондарева Елена Юрьевна, директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №52, г.Чита, Кулевич Екатерина Васильевна, директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №20, г.Чита, Углова Ирина Викторовна, заместитель директора Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с Шишкино, Читинского района, Холмогоров Даниил Николаевич, директор Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Беклемишево, Читинского района.
В ходе обсуждения участники «круглого стола» представили опыт взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с общеобразовательными школами Забайкальского края по организации профориентационной работы, отметив: подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, способных к генерации новых прогрессивных идей и их реализации в соответствии с перспективными задачами развития российского общества и экономики требует целенаправленной, «согласованной», системной работы.
Руководители общеобразовательных организаций рассказали о многообразном, включающем разные направления, сотрудничестве школ с учреждениями среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, другими профессиональными организациями. Взаимовыгодное взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, как социальных партнёров, позволяет решать проблемы организации профильного обучения, профориентационной работы, а также организации внеурочной деятельности. В то же время выпускники общеобразовательных школ – потенциальные абитуриенты техникумов и колледжей. При этом потребность, готовность, инициатива школы являются необходимыми условиями эффективного социального партнерства.
Программа JuniorSkills, включающая в систему образования важный недостающий элемент − раннюю профессиональную подготовку школьников, а также воспитание культуры профессионализма и труда, становится ресурсом модернизации дополнительного образования детей, современным механизмом социального партнерства образовательных учреждений дополнительного образования детей, общего образования, среднего профессионального образования Забайкальского края.
В целом, участники «круглого стола» высказали мнение о том, что проблема социального партнерства − многоаспектная, комплексная, требующая всестороннего осмысления, нормативно-правового, финансово-экономического обоснования, проектно-целевого похода и совместных усилий образовательных учреждений, организаций, ведомств в принятии практико-ориентированных решений.
В завершение работы «круглого стола», в проект рекомендаций, были высказаны предложения о необходимости разработки (на региональном уровне) нормативно-правовых, финансово-экономических, организационных механизмов социального партнерства учреждений образования, создании коллегиальных органов для координации межведомственного взаимодействия.
Л.А. Порш, зав. кафедрой образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края