Ассоциация учителей истории и обществознания Забайкальского края была создана в марте 2010 г. как региональное отделение Всероссийской организации. В 2011 г. Забайкальская ассоциация учителей истории и обществознания на правах коллективного члена вошла в состав региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество» (создана в 2009 г.).
Цели деятельности РОО ЗабПО и Ассоциации учителей истории и обществознания, направленные на содействие развитию системы образования Забайкальского края, профессиональную консолидацию, укрепление и развитие профессиональных связей, методическую поддержку учителей, совпадают, что и явилось основанием для интеграции двух педагогических сообществ.
25 января 2017 г. на базе исторического факультета ЗабГУ был проведён Фестиваль членов ассоциации учителей истории и обществознания. Решались задачи активизации работы данного сообщества педагогов, осмысления проблем исторического образования в РФ, планирования работы на предстоящий 2017 г., поощрения активных членов организации.
В фестивале приняли участие учителя из 16 районов края и учреждений образования краевой подчинённости – научные руководители участников олимпиады по истории, проходившей в эти дни на базе истфака ЗабГУ. Также на фестиваль были специально приглашены учителя - активные члены ассоциации, регулярно принимающие участие в мероприятиях организации, запланированные на текущий учебный год.
Таблица участников фестиваля
На фестивале прозвучали актуальные и яркие выступления присутствующих. О.С. Служаева, ответственный секретарь РОО ЗабПО, отметила значение развития гражданского общества в России. Обосновала необходимость и значимость «Ассоциации учителей истории и обществознания», рассказала учителям о возможности, будучи членом организации, выступать с инициативами по различным вопросам, проявлять себя через работу различных комиссий, проводить общественно-значимые мероприятия за счёт членских взносов организации, выдвигать кандидатов-членов ассоциации на профессиональные конкурсы: «Учитель года», «Лучший учитель РФ и ЗК». Её рассказ о работе РОО ЗабПО содержал наиболее яркие эпизоды деятельности объединений учителей и преподавателей Забайкальского края. Были названы достижения и мероприятия, организованные и прошедшие за последние три года: завоевание грантов на Гражданских форумах Забайкалья, проведение семинаров и вебинаров по различной педагогической тематике, проведение конференций и педагогических чтений, круглых столов и встреч ветеранов педагогического труда, конкурсов по различным номинациям и летних школ по передаче педагогического опыта.
Выступление Наледина Алексея Анатольевича – заместителя директора по учебной работе Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школы, участника первого съезда учителей истории и обществознания, касалось проблемы качества образования на муниципальном уровне. Проблема была представлена как комплексная характеристика забайкальской глубинки. Педагог уверен, что силами организации можно повлиять на состояние муниципальной системы оценки качества педагогического труда и о возможности защищать педагогов в случае необъективной процедуры аттестации.
О развитии института наставничества и дистанционной системы обучения педагогов говорила учитель истории п. Баляга Петровск-Забайкальского района – Бахаева Наталья Анатольевна. Она выразила признательность и благодарность присутствующему ветерану педагогического труда –Галине Петровне Пясецкой за добросовестный труд и качественные методические материалы, оставленные для системы исторического образования Забайкальского края в области исторического краеведения.
Эмоционально ярким было выступление Г.В. Мясниковой – ст. преподавателя кафедры истории ЗабГУ. Она критиковала кадровую политику администрации школ Забайкальского края, т.к. «педагоги-стажисты» неохотно «делятся» часами при устройстве на работу молодых специалистов, а в середине года просят студентов для устройства в образовательное учреждение, где в начале года отказали бывшему студенту. В заключении представитель вуза предложила сотрудничество в области развития курсовой подготовки слушателей. Учёным была отмечена важность профессиональной консолидации и необходимость укрепления гуманитарных контактов между специалистами вуза и учреждений дополнительного профессионального образования, занимающимися вопросами педагогической науки и практики, содействие повышению престижа профессии педагога.
«Почётный работник общего образования Российской Федерации» Галина Петровна Пясецкая обратила внимание присутствующих на две очень значимые даты 2018,2019 года – 100-летие пионерской и комсомольской организаций, и возможности организации исследовательской деятельности в этом направлении. Присутствующие попросили Галину Петровну поделиться опытом по организации работы краеведческой лаборатории. Было поддержано предложение ветерана педагогического труда по совершенствованию методического аппарата учебников исторического краеведения, который требует совершенствования в связи с реализацией ФГОС в образовательное пространство.
Выступление Ларисы Борисовны Романюк, ст. преподавателя и методиста кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края, обозначило ряд проблем учительской ассоциации и историко-обществоведческого образования. Линейная структура исторического образования требует от педагога знания историко-культурного стандарта, лежащего в основе «единого» учебника истории. Освоение этого стандарта необходимо осуществить в самые кратчайшие сроки. Есть вопросы и претензии со стороны учителей к содержанию и методическому аппарату учебников подготовленных на основе историко-культурного стандарта издательством «Просвещение». Отсутствие достаточных денежных средств в Забайкальском крае, непродуманная финансовая политика администрации учреждений приводит к нехватке «единого учебника» в школах и других учреждениях системы общего образования Забайкалья. Линейную структуру исторического образования решено было осуществлять в крае с 2016-2017 учебного года для шестиклассников, и образовательные организации не все приступили к выполнению данного решения. Одна из причин этого - отсутствие учебников. Была высказана озабоченность со стороны учительства по вопросам преемственности с системой начального и среднего профессионального образования.
Для активизации деятельности организации было предложено организовать работу института наставничества и поддержки молодых педагогов, организация работы по поддержке педагогов по социальным вопросам, для этого было предложено создать соответствующие комиссии в составе организации. Поддержано предложение по возобновлению деятельности работы лаборатории по историческому краеведению. Обсуждение плана работы ассоциации на 2017 год привело к осознанию необходимости включения в него мероприятий по организации исследования истории пионерской и комсомольской организаций, проведение конференции совместно с ЗабГУ в связи с юбилейной датой – 100-летием Октябрьской революции. Все предложения единогласно были поддержаны, все присутствующие одобрили предстоящий план работы «Ассоциации учителей истории и обществознания».
Завершилось обсуждение насущных вопросов процедурой награждения наиболее активных членов ассоциации подарками, которые были предоставлены ИП Ольги Анатольевны Хрущевой «Умная книга».