Десятого ноября 2016 года в Институте развития образования Забайкальского края прошли ставшие доброй традицией XIV Сократовские чтения, посвященные 120-летнему юбилею выдающегося советского психолога Льва Семёновича Выготского. В мероприятии приняли участие более 130 человек. В их число вошли представители педагогической общественности из двенадцати районов Забайкальского края. В пяти секциях с докладами выступили 37 участников конференции.

20161110_120417.jpg

Перед началом работы у слушателей была возможность познакомиться с жизнью и профессиональной деятельностью Л.С.Выготского при просмотре видеофильма о нём. Работа форума началась с приветственного слова ректора «ИРО Забайкальского края» Дамбаевой Б.Б., в котором была отмечена научная и практическая значимость форума. В пленарном докладе Л.К.Портновой, заведующей кафедрой психологии и коррекционной педагогики, были обозначены основные вехи непростого жизненного пути Л.С.Выготского, как ученого и человека, и особо подчеркнут его огромный вклад в развитие психологической науки.

20161110_120436.jpg

В секции «Системно-деятельностный подход как основа образовательной деятельности от Л.С.Выготского до современности» приняло участие 24 человек. Варианты опыта реализации ФГОС были представлены учителями начальной школы, предметниками и педагогами-психологами. Развернулась дискуссия о роли школы, профессиональных образовательных учреждений и семьи в формировании и развитии индивидуальных и личностных качеств современных детей и подростков. Участники сделали акцент на необходимости комплексного решения обозначенных проблем.

20161110_120551.jpg

В работе секций «Проблемы социализации детей: события жизненного пути и кризисные ситуации, психологическая, психотерапевтическая помощь в воспитании детей с особенностями развития» и «Роль практической психологии в развитии личности от дошкольника до подростка в условиях реализации стандартов образования нового поколения» приняло участие 30 человек, выступили 16. Участники заинтересованно обсуждали вопросы социализации, кризисы развития, проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, варианты оказания психологической поддержки детям разных возрастных групп. Значимым результатом работы секции можно считать обмен информацией и практическим опытом.

20161110_120634.jpg

В работе секции «Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современном мире» участвовало более 30 человек, активными слушателями выступили учителя МХК, находящиеся на повышении квалификации. Присутствующие профессионально обсуждали доклады, связанные с проблемами одаренных детей, методами развития творческих способностей и возможностями реализации современных образовательных технологий. Кроме этого были заслушаны доклады по вопросам агрессивного, отклоняющегося поведения, психологического здоровья и коррекционной работы. Психологи подчеркнули необходимость направить свои усилия на решение вопросов сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся.

20161110_123811.jpg

В секции «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в контексте культурно-исторической концепции развития личности» приняло участие 11 человек. В ходе работы были заслушаны доклады об особенностях деятельности педагога-психолога с детьми с ОВЗ. Выступающие обратили внимание на проблемы инклюзивного образования и поделились своим опытом помощи детям с ОВЗ. Педагоги рассказали о том, как организуется диагностика, выстраивается предметно-развивающая среда с учетом особых потребностей детей с ОВЗ. Особый интерес вызвал опыт использования куклотерапии в работе с детьми с ОВЗ. В завершении участники пришли к выводу о необходимости расширения психологического просвещения участников образовательного процесса по проблемам детей с ОВЗ.

20161128_130151.jpg

Итоги прошедших «XIV Сократовских чтений», посвященных 120-летнему юбилею Л.С.Выготского оценены участниками положительно. Предложено продолжить традицию их проведения, обращаясь к актуальной тематике.

Т.И. Пономаренко