20 октября 2022 года в рамках плана работы ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» совместно с Министерством образования и науки Забайкальского края проведен второй межрегиональный научно-практический симпозиум «От социальных эффектов к образовательным результатам: эффективные практики повышения качества образования».

В работе симпозиума приняли участиеруководители и специалисты Министерства образования и науки Забайкальского края, руководители и заместители руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители муниципальных методических служб, руководители и специалисты ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования», Кубанского государственного университета, образовательных организаций дополнительного профессионального образования ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», ГАОУ ДПО «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации», ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Еврейской автономной области», ГАУ ДПО Республики Бурятии «Бурятский республиканский институт образовательной политики», ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы», ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», руководители и педагоги общеобразовательных организаций Забайкальского края, Республики Бурятия, Иркутской области.

Основная идея симпозиума - общественно-профессиональное обсуждение актуальных вопросов повышения качества общего образования посредством выявления и распространения эффективных практик, в том числе реализации адресной методической помощи школам с низкими результатами обучения.

Предметом обсужденияв ходе пленарного заседания и пяти тематических площадок стали вопросы, касающиеся различных аспектов результативности управления качеством образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Участники симпозиума рассмотрели содержание следующих вопросов: стратегии и пути повышение качества образовательных результатов; потенциал социальных эффектов; педагогические и управленческие механизмы, обеспечивающие профилактику и преодоление рисков низких результатов; повышение образовательных результатов на основе развития профессиональных компетенций педагогов; эффективные модели методического сопровождения ШНОР; кураторство как инновационная практика наставничества в проекте адресной методической помощи «500+».

На симпозиуме выступили Гарднер В.В. ректор к.п.н. и Казакова Л.И., проректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» по вопросам организации многоуровневой системы оценки качества образования на основе данных, их анализа и принятия управленческих решений, Шестакова Е.А., заместитель директора ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» с докладом «Повышение качества образования: ресурс региональной системы научно-методического сопровождения и региональные сценарии развития практик по итогам Всероссийской образовательной стажировки». Выступление проректора ГАОУ «Тувинский институт развития образования и повышения квалификации» Ооржак А-К. С. было посвящено представлению опыта участия в проекте адресной методической помощи «500+» и регионального проекта «100», его результатам и позитивной динамике в деятельности школ. Спикер поделилась информацией о реализации инновационных проектов, которые социально значимы в сфере образования. Файн Т.А., доцент, заведующая отделом педагогического менеджмента ОГАУ ДПО «Институт развития образования Еврейской автономной области», к.п.н., поделилась опытом реализации исследовательского подхода как условия развития профессионально-педагогической компетентности и достижения эффективных результатов в обучении». Коллега подчеркнула важность повышения профессионализма в современных условиях, адресной поддержки школ, конкретных педагогических работников, актуализации ДПО в контексте развития профессионально-педагогической компетентности на основе компетентностной парадигмы, необходимость активных технологий, обеспечивающих одновременное развитие профессионально-педагогической компетентности и эффективные результаты в обучении, в том числе исследовательский подход, организацию работы школы «Учитель-исследователь». Можно отметить, что рефреном ее выступления стала крылатая фраза «Новую дверь старыми ключами не открывают».

Проблемам и перспективам развития сельской школы было посвящено выступление директора школы с. Беклемишево Холмогорова Д.Н., к.п.н., делегата VI Всероссийского съезда учителей сельской школы. Он поделился впечатлениями о съезде, целями и задачами, которые стоят не только перед сельской школой, но и другими образовательными организациями. Школа должна быть центром воспитания и обучения молодого поколения, отвечающей требованиям государственной политики в сфере образования.

Разговор о проблемах профессионального развития педагогических работников, роли сетевого учителя продолжила заместитель директора СОШ с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района Шишмарева С.Л. Она представила опыт работы по организации различных онлайн-мероприятий с привлечением обучающихся из разных школ и разных муниципалитетов. Отметила в своем выступлении, что развивающаяся цифровая образовательная среда школы требует сегодня от учителя формирования готовности к использованию цифровых инструментов и ресурсов, постоянного обновления своих знаний, вовлечения в непрерывный процесс улучшения форм, средств и методов обучения с использованием цифровых технологий.

Заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» Денисенко И.С. в своем выступлении рассмотрел условия повышения качества образования. Он отметил значительный рост в 2022 году по сравнению с 2021 годом количества рисков, связанных с пониженным уровнем качества школьной образовательной среды. Проявляется взаимовлияние индекса ценностных ориентаций личностного развития и благополучия школьного климата. Другим трендом повышения качества образования была названа эффективность профориентационной деятельности в школе. Спикер обратил внимание на необходимость мониторинга профессионального самоопределения школьников с целью оценки качества образования в образовательной организации.

По итогам обсуждения участники обратили внимание на необходимость продолжения системной работы педагогических коллективов, руководителей образовательных организаций, руководителей и специалистов органов управления образованием разных уровней, методических служб по решению актуальных задач повышения качества образования в современных условиях.

В ходе работы участники отметили, что, несмотря на онлайн-формат тематические площадки и пленарное заседание симпозиума стало территорией живого общения, новых полезных знакомств, реальных поисков совместных ответов и решений общих ключевых проблем и новых вызовов в сфере образования, выразили уверенность, что профессиональное общение, в том числе межрегиональное, будет продолжено на других площадках.

 

 Капустина И.П., заведующий КУОО ИРО Забайкальского края

 

pic-2

 

pic-1 

pic-1