Флагманом быть не просто,
но возможности стать лучшим есть у каждого!

      Министерством просвещения Российской Федерации и президентской платформой «Россия – страна возможностей» проводятся Всероссийские конкурсы педагогического мастерства, которые объединяют на своих площадках директоров школ, классных руководителей, учителей-предметников, студентов вузов и колледжей и др. В линейке «Флагманы образования» – всероссийские профессиональные конкурсы «Флагманы образования. Школа», «Флагманы образования. Студенты», «Флагманы дополнительного образования» и «Флагманы образования. Муниципалитет».

В 2021 году на заседании наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» прозвучала инициатива о необходимости привлечения к конкурсному движению руководителей муниципальных органов управления образованием, ведь значительная часть российских школ находится в ведении местных властей. Инициативу поддержал Президент Российской Федерации В.В. Путин. В начале текущего года в России стартовал прием заявок на Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Муниципалитет». Проект реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование» и направлен на выявление и поддержку представителей муниципальных органов управления образованием, обладающих лидерскими качествами и высоким уровнем профессионализма. Он ориентирован на управленческие команды: руководителей муниципальных органов управления образованием, их заместителей, руководителей структурных подразделений, руководителей образовательных организаций. Также это и площадка для обмена опытом и распространения лучших практик, на которой управленцы системы образования могут заявить о себе и найти единомышленников. Участники конкурса получают возможность пройти комплексную оценку профессиональных компетенций, обучиться в дистанционном формате по программе повышения квалификации и разработать в ходе конкурса проект развития системы образования своего муниципалитета. В конкурсе не было ограничений: участвовать в нём приглашались как опытные управленцы системы образования, так и начинающие. Цель конкурса – создание системы социальных лифтов для руководителей муниципальных и государственных образовательных организаций, формирование кадрового резерва системы образования.

Четыре команды из муниципальных органов управления образования Забайкальского края под руководством молодых руководителей Магона И.А. (Сретенский район), Мэдэгэй С-Д.Б. (Могойтуйский район), Мункуевой С.Б. (Агинский район) и Филатовой Л.А. (городской округ «ЗАТО п. Горный»), в состав которых вошли специалисты органов управления образованием, руководители и заместители руководителей образовательных организаций, приняли участие в этом Всероссийском профессиональном конкурсе. Команды сопровождали специалисты кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края». Все участники конкурса и его наставники активно взаимодействовали с координатором федерального проекта в сфере образования АНО «Россия – страна возможностей» Серебровой Еленой Владимировной. Работа команд и с командами осуществлялась в условиях ограничений и велась в режиме онлайн. Проведено несколько онлайн-встреч по вопросам организации и участия в конкурсе, участники команд активно обменивались мнениями, делились своими наработками. Одна из онлайн-встреч была посвящена презентационному представлению участников Конкурса. Все четыре команды удачно завершили 1 этап конкурса – регистрацию и работу над проектами. В конкурсную комиссию проекта и в социальные сети ВКонтакте были отправлены профайлы команд: «Горизонты открытий» (ЗАТО п. Горный), «Новое поколение» (Сретенский район), «WhyNot» (Могойтуйский район), «Ага-интеллект» (Агинский район). В представленных материалах объединяющей идеей для команд стало желание расширить представление о новых подходах к управленческой и инновационной деятельности в сфере образования, знакомство с интересными практиками других регионов, развитие личных профессиональных качеств. В этот период конкурса участники приняли активное участие в тестировании. Каждый из участников команд успешно прошёл онлайн-тестирование, состоящее из трех частей: «Функциональная грамотность», «Общие знания», «Психолого-педагогические и экономико-правовые аспекты организации работы муниципальной системы образования». Коллеги смогли проверить свой уровень знаний по истории и культуре России, русскому языку и культуре речи, географии и праву, а также оценить собственные знания в области действующего законодательства, сверить свои управленческие действия со стратегическими ориентирами в сфере образования, оценить готовность управлять системой образования в современных условиях.

Институтом управления образования РАО было организовано обучение по программе повышения квалификации «Муниципальная система управления качеством образования на основе показателей мотивирующего мониторинга», и были сформированы 60 учебных групп из числа конкурсантов разных регионов России. Кураторами 6 групп (по 10 человек в каждой) стали представители из Забайкальского края: Магон И.А., Понамарева Г.В., Мэдэгэй С-Д.Б., Веселова О.В., Филатова Л.А., Мункуева С.Б., показавшие в ходе конкурса хорошие организационные и лидерские качества. В рамках конкурсных испытаний команды под их руководством участвовали в мозговых штурмах, успешно справлялись с заданиями, используя формат групповой и индивидуальной поддержки. В результате взаимодействия членов всех команд в период обучения состоялся активный обмен опытом в области управленческой деятельности в сфере общего образования, вопросах информационной открытости и антикризисного управления в разных регионах Российской Федерации. Такое эффективное сотрудничество стало лучшим способом решения вопросов местного значения в условиях, когда каждый понимает, что на образование всегда возлагают большие надежды.

Во второй декаде июля 2022 года подведены итоги первого этапа очного полуфинала Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Муниципалитет» для команд Дальневосточного, Сибирского, Уральского и Приволжского федеральных округов, в финал вышли 15 команд, а участвовало около трех тысяч.

К сожалению, команды Забайкальского края не попали в число полуфиналистов, но тот опыт, который был приобретен нашими коллегами в ходе участия в профессиональном Конкурсе управленцев, знакомство и развитие сотрудничества между муниципалитетами Забайкальского края, руководителями разных уровней других регионов, применение полученных знаний в практической деятельности, на наш взгляд, очень ценен и позволит более качественно исполнять функции управления муниципальной образовательной системой.

Веселова Ольга Викторовна,

методист кафедры управления образовательными организациями

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

Капустина Ирина Павловна,

зав. кафедрой управления образовательными организациями

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»