Аналитическая справка по итогам второго этапа регионального Конкурса мастер-классов педагогов-психологов по эффективным психолого-педагогическим технологиям взаимодействия педагога с детьми с ОВЗ «Я рекомендую…» и заседания Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края

                28 апреля 2022 года состоялось плановое заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края и второй этап регионального Конкурса мастер-классов педагогов-психологов по эффективным психолого-педагогическим технологиям взаимодействия педагога с детьми с ОВЗ «Я рекомендую…», которое проходило в дистанционном формате.

            К работе Ассоциации педагогов-психологов подключилось более 112 слушателей из Краснокаменского, Агинского, Борзинского, Дульдургинского, Красночикойского, Балейского, Сретенского, Ононского, Хилокского, Оловянинского, Газимуро-Заводского, Шелопугинского, районов Забайкальского края, а также г. Читы.

            Началось заседание с приветственного слова председателя Ассоциации Портновой Людмилы Константиновны и открытия конкурса мастер-классов педагогов-психологов «Я рекомендую».

            Людмила Константиновна зачитала приказ по проведению конкурса, рассказала, как проходила процедура оценивания первого этапа конкурса, озвучила список экспертов первого конкурса и второго этапа конкурса, список десяти участников, прошедших во второй этап конкурса, а также продемонстрировала критерии, по которым проходила экспертиза.

            Первой очень интересное выступление представила Семина Марина Викторовна кандидат педагогических наук, доцент ППФ ЗаБГУ, заслуженный педагог высшей школы Забайкальского края. Тема выступления: «Рефлексия архетипичных элементов сознания психологов - участников профессиональных конкурсов» (ссылка на выступление: https://disrm3.zabgu.ru/playback/presentation/2.3/3d2c9c19b4e8e50d7a8113e0f9b0f94d120e7114-1651044435559).

            Марина Викторовна, поделилась своим опытом эксперта в различных конкурсах, а также коснулась вопросов, связанных с компетенциями.

            В настоящее время в научной и образовательной среде разворачиваются дискуссии о том, какими компетенциями должен обладать выпускник в эпоху «цифровизации образования». Среди точек зрения высказывается мнение о необходимости развивать психологическую готовность к саморазвитию и самосовершенствованию, умения действовать в соответствии со своей сформированной профессиональной позицией.

            Основу любых компетенций, их сердцевину составляет способность человека отрефлексировать смысл и ценность своей деятельности.

            «Компетенции будущего» для сложного общества – открытость, ориентация на развитие; развитие способности к самосознанию, самоанализу, самоопределению и саморазвитию.

            Предметом рефлексии является соотношение представлений о профессионально значимых качествах, которыми необходимо обладать специалисту в той или иной сфере профессиональной деятельности с представлениями о наличии и степени выраженности этих качеств у себя.

            Рефлексия – важная составляющая профессионально значимых качеств педагога-психолога.      

            В понимании Марины Викторовны Конкурс профессионального мастерства – это некий обряд посвящения (инициация), переход специалиста от одного профессионального уровня к другому.

            Психологические составляющие инициации конкурсанта:

1. Психологическая готовность к профессиональному испытанию в условиях конкурса. Сознательная актуализация мотива достижения установка «на победу».

2. Внутреннее принятие конкурса, как возможности перехода на новый уровень профессиональной деятельности и мастерства и прохождение его этапов.

3. Реальная трансформация и выход на новую стадию профессионализма после завершения конкурса.

            Психологические эффекты конкурса для инициируемого: полученный опыт поможет инициируемому конкурсанту находить альтернативные возможности и новые, лучшие решения, которые до этого были за пределами сознания.

            В личном арсенале остаётся и крепнет способность действовать в ответственные моменты по-другому т.е. нешаблонно, терпимо и креативно относясь к собственным проблемам, страхам и конфликтам.

            Завершая свое выступление Марина Викторовна обозначила, что конкурс психологов образования – это не только социально значимое событие в образовательном пространстве региона, но и мощная форма доступа к своим ресурсам бессознательного, прекрасная возможность для их исследования, интеграции и отличный шанс для обретения личностью практикующего психолога целостности и гармонии, профессионального долголетия.

Следующей свой мастер-класс представила Вагина Юлия Дмитриевна, педагог - психолог МКОУ "НОШ №3" г. Балей с темой: «Мандала – терапия, как способ регуляции эмоционального состояния учащихся с ОВЗ».

Юлия Дмитриевна выделила метод «мандала - терапии», как безопасный способ нормализации эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, позволяющий развивать саморегуляцию, а также помогающий исследовать самочувствие и взаимоотношения; активизировать ресурсные состояния, улучшить взаимоотношения.

В выступлении были рассмотрены основные техники плетения Мандалы с использованием основы заготовки и опыт работы Юлии Дмитриевны с Мандалой.

Используя метод плетения Мандалы, Юлия Дмитриевна пришла к выводу: что классический способ плетения Мандалы для детей с ОВЗ дается трудно и требуется постоянное участие психолога, поэтому процесс плетения был упрощен. Собственная задумка Юлии Дмитриевны сделать заготовки из обычных зубочисток и клея «Титан» В работе с заготовками детям с ОВЗ проще плести мандалу, не нужно постоянно отвлекаться на то, чтобы удержать палочки, постоянно их выправлять, поддерживать. Основы - заготовки позволяют без затруднений освоить способы плетения, полностью погрузившись в творческий процесс.

Эффективность использования метода плетения Мандалы подтверждается в процессе наблюдения за участниками работы. Появляется интерес к необычному творчеству, желание поскорее включиться в работу, возможность отреагировать свои отрицательные эмоции. Укрепление внутреннего «я», повышение самооценки «Я могу! У меня получается! Я молодец!», позитивные изменения в поведении, развитие умения взаимодействовать в коллективе, оздоровительный эффект (улучшение эмоциональногосостояния, появление чувства радости, состояния душевного покоя, снижение уровня тревоги, агрессии).

Завершилось выступление выводом о том, что что мандала-терапия, как метод используемый в коррекционных и развивающих целях, остаётся доступным и эффективным в современных технологиях при построении воспитательно-образовательного процесса, при работе по оздоровлению детей, способствующий сохранению и укреплению физического, психического и социального благополучия детей (ссылка на мастер – класс https://cloud.mail.ru/public/hNYu/eWYWffVbW).

Данилова Виктория Константиновна, педагог – психолог МБОУ СОШ №19 г. Читы рассказала об использовании элементов сенсорной интеграции, как альтернативного способа воздействия на обучающегося с ОВЗ.

            Вниманию слушателей, был представлен мастер-класс «Волшебный сундучок» с цельюповышения профессиональных умений педагогов-психологов и учителей через повышение знаний и умений в вопросе обучения детей с РАС. В данном мастер-классе используется направление «сенсорной интеграции». Метод «сенсорной интеграции» представляет собой упорядочивание ощущений, полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования, воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.Также были озвучены плюсы и минусы данного метода.

            Далее Виктория Константиновна продемонстрировала несколько техник использовании сенсорной интеграции, которые кроме своей основной направленности-отвлечь, расслабить, переключить внимание, имеют еще ряд коррекционных задач.

          «Коврик – плетенка» формирует умение различать цвета. Развивает в ребенке творческие способности, абстрактное мышление, тренирует усидчивость и аккуратность, подушка с эффектом антистресс способствует снятию нервного напряжения и улучшает общее самочувствие, расслабляет, повышает работоспособность, «песок в мешочке» дает ребенку тактильную стимуляцию. При использовании сухого бассейна, можно закреплять знания детей о знакомых буквах, рисуя их на песке. Либо работа в парах, один ребенок рисует на песке предмет, «массажные ладошки с шипами» воздействуют на нервные окончания в руках, помогают развить тактильные ощущения, приятные шипы на ладошках улучшат приток крови, снижается усталость, раздражительность, улучшается общее физическое состояние, повышается тонус мышц и кожи и т.д (ссылка на мастер – класс: https://cloud.mail.ru/public/U3Cs/zJLKFS3Y6).

            Особый интерес слушателей вызвал мастер - класс по теме: «Использование интерактивных тетрадей на уроках в инклюзивном классе» Дорожковой Марии Игоревны, педагога-психолога МБОУ «СОШ № 19» г Читы.

            В своем выступлении педагог-психолог поделилась и продемонстрировала опыт использования интерактивных тетрадей на базе «СОШ №19», где обучается 118 детей с ОВЗ, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройством аутистического спектра.

            Интерактивная тетрадь - это форма предъявления коррекционных заданий специалистов, учитывающая индивидуальные интересы, потребности и возможности, обучающихся с ОВЗ.

            Многие дети с ОВЗ имеют образное мышление и хорошо воспринимают рисунки, любят рисовать схемы, простые изображения. Большинство детей с ОВЗ лучше реагируют на визуальнуюподсказку. Для обучения таких детей очень хорошо подходит интерактивная тетрадь, в которой весь материал можно подкреплять визуально.

Внутри интерактивной тетради размещены вкладыши, интерактивные схемы, кармашки с грамматическими правилами, раскладушки. Например, при изучении тем можно вклеивать не просто текстовый материал, а «материал-трансформер», который складывается или раскладывается. При закреплении материала, можно использовать цветные ромашки с картинками, которые ученик должен подписать, соотнести.          Использование такой тетради на уроках, помогает оживить уроки, создать условия для изучения материала всем детям, собрать изученное в одном месте, многократно повторять, способствует эффективному усвоению учебного материала у детей с ОВЗ, совершенствованию речевой деятельности, осуществлению обратной связи, способствует изменению поведения, развивает личностные качества: активность, инициативность, внимание, память, восприятие, образно-логическое мышление; способствует формированию творческих способностей, а самое главное увлекает и мотивирует учащихся с ОВЗ.

Завершая свое выступление Мария Игоревна обозначила, что интерактивная тетрадь – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться, а задача педагогов и специалистов лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов (ссылка на мастер – класс: https://cloud.mail.ru/public/4Rom/NhU8JgmBA).

Также интерес и большое количество вопросов вызвало выступление Иголкиной Татьяны Георгиевны, педагога-психолога МБДОУ «Детского сада комбинированного вида №53».

В своем выступлении Татьяна Георгиевна поделилась опытом реализации инновационного проекта «Золотой ключик: введение элементов театрализованной деятельности для адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в условиях ДОУ комбинированного вида».

В рамках проекта «Золотой ключик» реализуется авторская программа «Развитие и коррекция эмоциональной сферы старших дошкольников средствами музыкального искусства», где используется театрализованная деятельность, результатом которой является большая работа по вовлечению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в постановку музыкальных спектаклей, где тщательно продумывается, какую дать роль, задание, действие особому ребенку в зависимости от его данных. Кто-то может проговорить какую-то реплику, кто-то может спеть (Например, ребенок олигофрен с хорошим музыкальным слухом), кто-то сыграть в детском оркестре (колокольчиком, шумелкой, погремушкой, на бубне, на треугольнике и т.д.). Кто-то может принять участие в музыкально-ритмических движениях.

Далее вниманию слушателей были продемонстрированы фрагменты по работе с детьми ОВЗ с использованием кукольного персонажа би-ба-бо Петрушка. Он надет на руку педагога-психолога, а также музыкальные спектакли «Сказка о спящей царевне и семи богатырях. Дети с нарушением интеллекта были включены в танец звездочек.

При постановке «Осенней сказки» (по мотивам русской народной сказки «Теремок») дети с ОВЗ и инвалидностью были включены в песню-танец мышат и ставились в пару с детьми с нормой. И дети с нормой помогали им в танце выполнять все движения.

Ребенок с диагнозом СДВГ (гиперактивность) был поставлен в танец лягушат и прекрасно справился со своей ролью.

А в конце спектакля все дети выполняли музыкально-ритмические движения с листочками под музыку вальса «Осенний сон».

Завершая выступление Татьяна Георгиевна отметила, что реализуя проект «Золотой ключик» весь сад погрузился в атмосферу мира театра, мира эмоций, где добро побеждает зло. Все педагоги продемонстрировали свои проекты с театрализованной деятельностью в рамках выполнения годовых задач ДОУ. Реализация данного проекта в идее комплексного сопровождения детей с ОВЗ для успешной социализации с использованием элементов театрализованной деятельности в условиях сада комбинированного вида.«Как Буратино открыл золотым ключиком новый кукольный театр, так и мы в реализации своего инновационного проекта откроем детям с нарушением интеллекта мир под названием «Жизнь»» (ссылка на мастер – класс: https://disk.yandex.ru/i/Uy_3sgzwnwGOHw).

Тема мастер - класса Лаптевой Жанны Владимировны, педагога-психолога, МАДОУ детского сада №9 «Росинка»: Технология Друдлы - головоломки для развития воображения и креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология Друдлы, в дошкольном учреждение детский сад № 9 «Росинка», используется не только с детьми развивающих групп, а также с детьми с особыми возможностями здоровья, в частности, с детьми, посещающими группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. Данная работа ориентирована на поиск и раскрытие эффективных психолого-педагогических путей взаимодействия педагогов с детьми с ОВЗ, способствующие успешной социализации ребенка.

Использование технологии «Друдлы» способствует:

- развитию образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

- развитию креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

- развитию речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую;

- дошкольники научатся планировать собственные действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, иначе говоря, активно мыслить (будут сформированы познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД).

-снижен уровень тревожности (ссылка на мастер–класс: https://cloud.mail.ru/public/rtxy/92tYSur5y).

            Лончакова Елена Витальевна, педагог-психолог МАДОУ детского сада №20 "Почемучка" г. Краснокаменск, рассказала в своем мастер-классе о мозжечковой стимуляции нарушений речевого и интеллектуального развития детей с ЗПР посредством балансировочного комплекса «Бильгоу» (ссылка на мастер-класс https://disk.yandex.ru/i/gFSo8k6BTwts1g).

            Петрова Лариса Владимировна педагог психолог МУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ариадна» выступила с темой: «Сенсорная интеграция» (ссылка на мастер-класс: https://disk.yandex.ru/i/bTmK14nFd8Hsig).

В выступлении Ларисы Владимировны было раскрыто понятие Сенсорная интеграция, ее свойства, а также были рассмотрены признаки нарушений сенсорной интеграции и даны методические рекомендации к организации сенсорно – интеграционной коррекции.

Сомова Ирина Юрьевна, педагог-психолог МБОУ Ясногорской СОШ в своем мастер – классе рассказала про технику «Танграм».

            Ирина Юрьевна начала свое выступление с народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка к будущей жизни? Безусловно – это игра. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату.

            Ирина Юрьевна использует различные игры для развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи. Есть среди них и головоломки, к которым как раз и относится «Танаграм» Суть данной игры заключается в построении на плоскости из 7 простых геометрических фигур новой, обозначенной контуром, фигуры. Это могут быть самые различные силуэты: люди, животные, транспорт, предметы быта, растения, игрушки и даже цифры и буквы.         

            Чем же полезна эта игра в работе психолога? Танграм развивает: восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, выделять основные признаки объекта; глазомер и воображение; зрительно-моторную координацию; зрительный анализ и синтез; умение работать по правилам.

            Ириной Юрьевной были предложены варианты игр с танграмами и задания с геометрическими фигурами, а также рассмотрены виды танграмов, которые способствуют развитию логического мышления у детей с ОВЗ, развитию умения анализировать простые изображения, развитию умственных и творческих способностей, воображения, а также усидчивости, мелкой моторики и т.д (ссылка на мастер-класс: https://disk.yandex.ru/i/7A7CSyOHS_8CMA).

            Титова Наталья Николаевна педагог-психолог "Основной общеобразовательной школы №4" г. Балей представила материал по теме: «Методы и приемы работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников».

            Наталья Николаевна в своем выступлении обозначила проблему того, что в настоящее время мало внимания уделяется развитию эмоциональной сферы. Современные дети стали меньше контактировать со взрослыми и сверстниками, а всё большее предпочтение отдают телевизорам и гаджетам. Дети разучились понимать эмоции и чувства других людей, в их поведении присутствует детская жестокость, враждебность, агрессия. Развитие положительных эмоций необходимо рассматривать как одно из важнейших задач воспитания детей.

            Опыт работы психолога показал, что поведение современного ребёнка в процесс развития его эмоционального мира говорит о его психическом состоянии и о благополучии развития. Поэтому педагогам, воспитателям, родителям необходимо всегда налаживать близкие эмоциональные отношения с детьми.

       В практической части выступления, слушателей познакомилис элементами игровых технологий, которые педагог-психолог использует в своей работе. Все пособия для работы делаются своими руками. «Создание рисунка по кругу», упражнение «воспитай свой страх», пособие «спиннер грусти», «блестящее настроение», «шкатулка добрых дел», «стаканчик для крика», пособие «копилка обид» - являютсяпростыми и эффективными приемами работы с детьми по развитию эмоциональной сферы. Благодаря этим упражнениям и пособиям ребенок учится распознавать эмоции, бороться с негативными эмоциями и улучшать свой эмоциональный фон (ссылка на мастер-класс: https://cloud.mail.ru/public/hyot/7ohVzt7n6).

            Ушакова Альбина Михайловна, педагог-психолог МДОУ детского сада №4 пгт. Кокуй Сретенского района поделилась опытом использования камешек Марблс и игрушек Pop-it в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

            Альбина Михайловна рассказала о таком методе психологической коррекции, как камнетерапия. Это доступный и эффективный способ воздействия на эмоциональную сферу человека, с помощью которого можно передать свои чувства, вызвать положительные эмоции. Цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека, через органы зрения и осязания.

Далее был продемонстрирован фрагмент нескольких игр с камушками «марблс». «Сочинялки», «чудесный мешочек. Цель: формировать умение сопоставлять зрительные и осязательные впечатления. «Продолжи ряд», цель: формирование умения находить закономерности. «Проложи дорожку к дому», цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета и д.р.

            Также вниманию жюри и всем участникам была представлена игровая технология для работы с детьми «Pop-it».С помощью которой можно не только снимать стресс, но и развивать у ребенка психические процессы, цветовосприятие и межполушарное взаимодействие и предложены, и продемонстрированы развивающие игры и упражнения с игрушкой Pop-it (Упражнения: «повтори узор», «колечко», «что изменилось»).

         Подводя итоги, было обозначено, что работа с детьми с ОВЗ с нетрадиционными играми, становится динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и увлекательной. Занятия становятся более интересными и разнообразными. Они развивают тактильно-двигательное восприятие; формируют сенсорную культуру; развивают зрительное восприятие; восприятие пространства; творческие способности; речь. Такие игровые технологии дают детям возможность тактильно и кинетически осваивать окружающий мир.

            Второй этап конкурса мастер – классов завершился подведением итогов. Портнова Людмила Константиновна объявила участников, занявших призовые места (ссылка на мастер-класс: https://disk.yandex.ru/i/SERb5vIUvSqnsA).

            Грамотой за первое место награждена Дорожкова Мария Игоревна, педагог – психолог МБОУ СОШ №19 г. Чита. Грамотой за второе место награждена Лончакова Елена Витальевна, педагог - психолог МАДОУ детский сад №20 "Почемучка", г. Краснокаменск, и грамотой за третье место награждена Вагина Юлия Дмитриевна педагог – психолог МБОУ "НОШ №3" г. Балей.

      Итоговое голосование участников по завершению работы конкурса мастер – классов, показало следующие результаты: 31% участников считает, что конкурс мастер – классов обеспечил им возможность получить новые знания; 35% опрошенных считают, что мастер – класс обеспечил им возможность расширить сферу своей деятельности, 19% опрошенных получили заряд энергии для дальнейшей работы, а 15% опрошенных приобрели практический опыт в решении конкретного вопроса.

На вопрос, «Совершенствовались ли Ваши практические умения, связанные с темами мастер классов», процент опрошенных распределился следующим образом: 86% ответили «да», 2 % ответили «нет», воздержались от ответа 12% опрошенных.

            44% опрошенных смогли бы предложить свой мастер – класс на актуальную тему, 46% участников воздержались от ответа.

            Участники после мастер – класса испытывали следующие чувства: 1. Чувство Удовольствия -15% участников; 2. Разочаровние - 4%; 3. Благодарность – 79%; 4. Зависть – 2 % опрошенных.

            Слушатели конкурса мастер - классов выразили благодарность организаторам и участникам конкурса в чате.

           

Аналитик: Комерова Надежда Владимировна, методист кафедры психологии и коррекционной педагогики