Во второй половине дня 21 февраля 2022 года состоялось Пленарное заседание ежегодного Межрегионального научно-практического симпозиума с международным участием «Родные языки народов России в системе образования и поликультурного воспитания: потенциал, пути интеграции, новые подходы», продолжившее его работу.

Открывая Пленарное заседание симпозиума, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.ф.н.И.А. Грешилова подвела итоги работы пяти площадок, каждая из которых – и мастерская по цифровизации в этнокультурном образовании и воспитании, и хакатон, в рамках которого участники работали над созданием материалов, направленных на сохранение, развитие родных языков и нематериального культурного наследия, и стажировочная площадкапо популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, и стендовая сессия, где были представлены лучшие практики в области преподавания родного языка, и круглый стол, на котором обсуждались актуальные вопросы и задачи по сохранению народного искусства как нематериального культурного наследия – были интересны по форме и содержанию.

С приветственным словом к участникампленарного заседания от имени Министерства образования и науки Забайкальского края обратилась заместитель министра, начальник общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края, к.п.н. Н.М. Шибанова, которая отметила, что развернувшаяся на площадках неоднозначная дискуссия говорит о том, что, несмотря на неоднократное обращение к теме родных языков, эта тема остается актуальной и востребованной для профессионального обсуждения.

В своем докладе «Государственная политика сохранения и развития родных языков народов РФ в год народного искусства и нематериального культурного наследия народов»Н.М. Шибанова акцентировала объявление Президентом РФ Владимиром Путиным 2022 года Годом культурного наследия народов России. Государственная поддержка и защита культуры и языков народов России сегодня являются принципом государственной национальной политики, который заложен в стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. Этот принцип определяет не только защиту интересов граждан Российской Федерации в возможности использования родных языков, но и те механизмы, инструменты которых имеют как финансовое, так и нефинансовое методическое сопровождение в процессах поддержки и сохранения родных языков как особого достояния культурыРоссии. Кроме того, в своём выступлении Н.М. Шибанова перечислила ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные нормы, права и свободы граждан Российской Федерации, представила серьезные статистические данные в ракурсе языкового многообразия. В заключение своего доклада Н.М. Шибанова определила вызовы и ключевые задачи образования по сохранению и развитию родных языков народов РФ.

Участник Межрегионального научно-практического симпозиума из Германии – научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», к.п.н. Е.Л. Кудрявцева сделала обзор продуктов и направлений работы Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», а именно международных сетевых лабораторий инновационных технологий в сфере поликультурного образования, открытых при университете в 2014 году. Одна из них – технология иммерсионного проектного формирующего чтения как основа школы компетенций для жизни – авторская инновационная технология, которая позволила уже сегодня создать линейку продуктов, формирующих осознанное прочтение текста с 0 лет и возвращающее интерес к чтению детям, подросткам и даже взрослым. Екатерина Львовна пригласила участников симпозиума к сотрудничеству и оставила контакты для связи.

Гость из Монголии – С. Эрдэнэмаам, профессор кафедры русского языка социально-гуманитарного института Монгольского госуниверситета образования, в своем докладе «О русском языке в Монголии: история, современное состояние и перспективы», рассказал, какие перемены с русским языком произошли в последнее время Монголии, приведя несколько наглядных примеров в подтверждение своих мыслей.

Л.И. Маршева, д. филол. наук, профессор, директор ФГБУ «Федеральный институт родных языков» (г. Москва) поздравила всех участников с международным днём родного языка и рассказала об условиях и специфике преподавания родного языка в условиях диалога культур и разнообразия языкового ландшафта регионов Российской Федерации.

Докладчик отметила, что языковой ландшафт нашей страны отличается уникальным разнообразием. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира. Многообразие национального, религиозного, культурного и языкового состава нашего населения, многовековой опыт межрелигиозного межкультурного и межэтнического взаимодействия, традиции учёта государством интересов всех этносов, высокая степень участия институтов гражданского общества определяют реализации государственной национальной политики и основные особенности современного этноса, что в настоящее время стоит признать позитивным. В настоящее время в рамках реализации образовательной политики обеспечивается реализация права на изучение родного языка, возможности получения образования на родном языке – обновленными федеральными государственными стандартами предусмотрены обязательные для изучения предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» на уровне начального общего образования и «Родной язык и родная литература» на уровне основного общего образования. В субъектах РФ осуществляется дифференцированный подход в преподавании учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке», когда предметы могут преподаваться как на родном, так и на государственном русском языке.

Родной язык может быть интегрирован в курс литературного чтения или родной литературы, может преподаваться в качестве факультатива или преподаваться во внеурочной форме. Каждый подход по-своему эффективен и позволяет учесть особенности социолингвистической ситуации в том или ином субъекте Российской Федерации, сформировать уникальное образовательное стратегии, исходя из возможностей конкретной образовательной системы. В заключение Л.И. Маршева отметила положительные результаты в деле сохранения, развития и преподавания родных языков.

Директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области», к.п.н. М.В. Слесарь (Республика Казахстан) представила опыт Казахстана в докладе «Родной язык в системе поликультурного воспитания личности: опыт Казахстана». Она рассказала, о деятельности в Республике Ассамблеи народов Казахстана (АНК) – общественной региональной организации, решающей важные задачи, способствующие национальному согласию, восстановлению и сохранению национальных культур, поддержке диаспор этнические сообществ.

В.В. Улитко, проректор по НМР ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации» г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика, показала модель обучения родному русскому языку в поликультурном пространстве, раскрыв акценты методической компетентности учителя начальных классов и рассказала об уникальном подходе к изучению родного русского языка, который удалось воплотить в содержании учебно-методического комплекта по литературному чтению для начальной школы. В основе данного подхода лежит соблюдение ряда принципов значения культурных традиций своего народа и родного языка и литературы, что предполагает включение в содержание информации о традициях, обрядах и традициях народов, о литературных произведениях и их авторах.

 

В заключение участники пленарного заседания поблагодарили всех за активную работу на площадках и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.

Аналитик

И.Н. Крицкая,

старший методист кафедры педагогики

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»