Установочный пленум

 

Модератор: Жамбалова Э.Ч., проректор по НМР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

Аналитик:

Пасынкова Е.В.,

заместитель директора ЦНППМ Забайкальского края

 

20 октября 2023 года состоялась Краевая научно-образовательная инновационная сессия (далее – КНОИС) «Новая реальность современного образования: вызовы, становление, развитие», в которой очно и онлайн приняло участие более 150 человек из 18 муниципальных районов.

Приветствуя участников сессии, Поздеева О. В., начальник Управления общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края, обозначила актуальность проводимого мероприятия и значимость обсуждаемых вопросов для развития региональной системы образования.

В рамках установочного пленума Гарднер В. В., ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н., провела дискуссию, в ходе которой участники рассуждали о том, каким должен быть современный учитель, о важности реализации федеральных государственных образовательных стандартов и значении инновационной деятельности в образовании.

Дамбаева Б. Б., руководитель регионального «МЭО-центра», к.п.н., представила доклад «Метавселенная как новое пространство развития личности». В своем выступлении спикер представила основные этапы развития высокотехнологичного обучения и научно-методологическую модель образования, обозначила задачи, которые стоят перед системой образования в современных реалиях.

После завершения установочного пленума состоялась работа 5 интерактивных площадок.

                                

                    О заседании Краевого научно-экспертного совета

Модераторы:

Поздеева О.В.,

начальник Управления общего образования и воспитания

Министерства и науки Забайкальского края;

Гарднер В.В.,

ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.

Аналитик:

Дугаржапова Е.Д.,

ст. преподаватель кафедры педагогики и цифровой дидактики

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.

 

      20 октября 2023 г. в рамках научно-образовательной инновационной сессии «Новая реальность современного образования: вызовы, становление, развитие» состоялось заседание Краевого научно-экспертного совета (далее КНЭС), в работе которого приняли участие заместитель председателя КНЭС Гарднер В. В., к.п.н., ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»; ответственный секретарь КНЭС Поздеева О. В., начальник Управления общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края; члены КНЭС, спикеры из образовательных организаций Забайкальского края.

      Приветствуя участников Краевого научно-экспертного совета, Поздеева О.В. акцентировала внимание на актуальности, роли, практической необходимости и ценности направлений деятельности региональных инновационных площадок в системе образования Забайкальского края и выразила надежду на их дальнейшую эффективную деятельность, также сообщила о необходимости внесения изменений в состав КНЭС.

     Промежуточные результаты инновационной деятельности региональных площадок представлены в выступлениях представителей РИП. Соколова Т. Б., заместитель директора по научно-методической работе ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж», ознакомила с результативностью и эффективностью опыта внедрения дуального обучения в колледже в рамках деятельности региональной инновационной площадки. В настоящее время в колледже реализуется концепция дуального обучения, внедрена дуальная система обучения, прослеживаются стабильно положительные результаты сдачи демонстрационных экзаменов обучающимися в течение 2001-2003 учебных годов, сформировано эффективное взаимодействие с большим кругом социальных партнеров.

     Бабкина И. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 99» г. Читы, ознакомила с основными направлениями, целью, задачами и результатами деятельности Регионального ресурсного центра по реализации технологии развивающих игр в условиях дошкольной образовательной организации. Позитивный опыт работы ДОУ был представлен в рамках межрегиональных научно-практических конференций, вебинаров, краевых и муниципальных педагогических конференций. Детский сад является активным участником Всероссийских конкурсов, фестивалей видеороликов, в рамках деятельности инновационной площадки проводятся мастер-классы для родителей, обучающие семинары для педагогов образовательных организаций.

       Промежуточные результаты реализации проекта «Использование цифровых образовательных ресурсов в практике организации подготовки выбора обучающимися профиля обучения» в своем выступлении раскрыла и обосновала Хлестунова Н. П., заместитель директора по УВР МОУ «Кокуйская СОШ № 1» Сретенского района. В школе проводятся онлайн-курсы по предмету «Медицинская география», создан цифровой контент «Твой выбор», ведется профориентационная работа, на основе результатов дифференциально-диагностического опросника выстраиваются образовательные индивидуальные профессиональные маршруты обучающихся 8-9 классов.

     Глазунова Ю. В., заместитель директора по УМР ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», ознакомила с условиями, ролью и значением организации полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в ГУЗ «Забайкальский краевой онкологический диспансер». В настоящее время в образовательном учреждении созданы материально-технические, инфраструктурные, организационно-методические, кадровые условия для эффективной реализации в учебном процессе образовательных, в том числе адаптированных программ для обучающихся дошкольного и школьного отделения, наряду с психолого-педагогическим и медицинским сопровождением. Успешно реализуются совместные проекты с Забайкальским краевым лицеем-интернатом, программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: «Робототехника», «Шахматы», «Школьный театр». Эффективный опыт работы транслируется в форме публикаций в сборниках учебно-методических материалов педагогов, участия в научно-практических конференциях различного уровня. По ходу выступлений каждому спикеру, представлявшему промежуточные результаты инновационной деятельности в образовательной организации, членами КНЭС были даны рекомендации и предложения по совершенствованию дальнейшей деятельности инновационных площадок.

       В завершении работы КНЭС были принято решение о продолжении деятельности инновационных площадок до окончания сроков их реализации, информировании участниками РИП о ходе проекта на образовательном портале rip.zabedu.ru и активизации работы по обобщению и представлению опыта региональных инновационных площадок в форме публикаций.  

 

О работе образовательной мастерской

«Конкурсы 2024: стратегии успеха»

Модератор:

Жамбалова Э.Ч.,

проректор по НМР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

Аналитик:

Степанова Н.В.,

доцент кафедры педагогики и цифровой дидактики

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.

 

20 октября 2023 года в рамках Краевой научно-образовательной инновационной сессии состоялась образовательная мастерская «Конкурсы 2024: стратегии успеха». В работе мастерской приняли очное участие 32 педагога, 12 школ Забайкальского края подключились в режиме онлайн.

Модератор Жамбалова Э.Ч., проректор по НМР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», познакомила присутствующих со спикерами – участниками Всероссийских профессиональных конкурсов 2023 г. и будущими участниками конкурсов 2024 г.

В первой части образовательной мастерской по актуальным вопросам, связанным с содержанием профессиональных конкурсов, выступили сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Кимова С.З., зав. кафедрой педагогики и цифровой дидактики, к.п.н., обратила внимание на важные составляющие при подготовке к конкурсу: изучение Положения о конкурсе, в том числе критериев экспертной оценки; постановку правильной цели, раскрытие индивидуальности и др. Дробная Е.В., декан факультета основного и среднего общего образования, к.культур.н., в своем выступлении раскрыла особенности эссе, а также акцентировала внимание на ошибках при его написании.

Ермоленко Е.Е., учитель географии МБОУ СОШ № 1 г. Читы, победитель краевого конкурса «Учитель года Забайкалья – 2023», к.г.н., и Аюрова Д. Ц., учитель родного языка и родной литературы МОУ «Урда-Агинская СОШ» Агинского района, победитель краевого конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023», поделились опытом участия в профессиональных конкурсах на уровне РФ.

О новых возможностях, которые предоставляет Форум классных руководителей, рассказала Дудкина М.В., учитель-логопед, методист по инклюзивному образованию МБОУ СОШ № 19 г. Читы. По мнению участницы, Форум классных руководителей - это площадка для новаторства и творчества; возможность обсудить самые важные вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей, шанс познакомиться с самыми талантливыми учителями.

Яркой и захватывающей стала вторая часть образовательной мастерской, в которой призеры краевых профессиональных педагогических конкурсов представили свои мастер-классы.

Филиппова Ю.Ю., учитель английского языка МБОУ «Многопрофильная гимназия №12» г. Читы, призер краевого конкурса «Учитель года Забайкалья – 2023», рассказала о создании и использовании комиксов на уроках английского языка.

Воспитатель МДОУ «Могойтуйский детский сад «Туяа» Дамбаева И.Ц., призер краевого конкурса «Воспитатель года Забайкалья – 2023», поделилась с коллегами опытом работы по созданию и использованию напольных игр в работе с дошкольниками.  

Дарижапова Б.Ч., учитель физики, информатики МАОУ «Могойтуйская СОШ   № 1 им. В.Р. Гласко», призер краевого конкурса «Лучший классный руководитель Забайкалья – 2023», вовлекла всех участников мастер-класса в создание и защиту питчей.

Педагог дополнительного образования МБУДО «Могойтуйский районный Дом детско-юношеского творчества», призер краевого конкурса «Сердце отдаю детям – 2023», Будеева Б.Б. провела для педагогов мастер-класс по гимнастике для офисных сотрудников.

Толпыгина Н.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 г. Читы, призер краевого конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы – 2023», провела мастер-класс по технологии разработки и использования интерактивного рабочего листа как дополнительного инструмента формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

Педагог-психолог МАОУ «Агинская СОШ № 4» ГО «Поселок Агинское», призер краевого конкурса «Педагог-психолог года Забайкалья-2023», Очирова Т.О. познакомила участников с техникой пяти мазков. Результатом мастер-класса стало создание педагогами картин с использованием данной техники.

При подведении итогов образовательной мастерской была проведена рефлексия, в ходе которой участники выразили благодарность спикерам за предоставление полезного и интересного педагогического опыта. Педагоги пожелали участникам федеральных профессиональных конкурсов 2024 года творческих успехов. С материалами спикеров можно ознакомиться по ссылке https://disk.yandex.ru/d/R-AQjsuJ_qCm-A

О работе презентационной площадки

«Инновационная деятельность в профессиональных

образовательных организациях Забайкальского края»

 

Модератор:

Гусевская Л. И.,

старший методист Центра развития среднего профессионального образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Аналитик:

Босова Г. С., преподаватель Центра развития среднего профессионального образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

 

В работе площадки приняли участие заместители руководителей и педагогические работники учреждений системы среднего профессионального образования Забайкальского края. Всего в работе площадки приняли участие 32 человека.

В первой части работы секции были представлены доклады о новой образовательной технологии «Профессионалитет», разработанной в рамках национального проекта «Образование», и публичные отчеты деятельности Региональных инновационных площадок в системе СПО Забайкальского края.

Спиридонова А.В., заместитель директора по научно-методической работе ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», представила один из ключевых элементов новой образовательной технологии «Профессионалитет» – методическое сопровождение реализации программ СПО на примере деятельности ГПОУ «Читинский педагогический колледж».

Алексеева Н. В., заместитель директора по научно-методической работе ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей», рассказала о проведенных мероприятиях в рамках публичного промежуточного отчета о генерировании технических проектов деятельности сетевой площадки «ПРОЕКТориЯ»: «Вагон знаний», «Школа молодого изобретателя и рационализатора», «Книжный бизнес-клуб» и другие.

Перцова А. Н., заместитель директора по учебно-методической работе ГАПОУ «Краснокаменский горно-промышленный техникум», рассказала о необходимости особого подхода и адаптации учебных программ к потребностям студентов и требованиям ФГОС при реализации среднего общего образования в СПО.

Так же обсуждались аспекты инновационной деятельности в организациях среднего профессионального образования Забайкальского края.

Нечаев И.В., преподаватель ГАПОУ «Краснокаменский горно- промышленный техникум», представил личный кабинет студента в цифровом пространстве, продемонстрировав его основные преимущества: доступность, удобство, контроль, мобильность и безопасность.

Кайгородова К.Н., и.о. заместителя директора по учебно-воспитательной работе ГАПОУ «Краснокаменский горно-промышленный техникум», рассказала об удобстве использования электронного отчета по воспитательной работе как результата внедрения системы бережливого управления, представила результаты ведения электронного информационного портфолио студентов.

Воляник П.Ф., преподаватель ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», поделилась опытом проведения необычного учебного занятия «Строим дом», которое является отличным примером применения прикладной физики и математики в строительных профессиях.

Соломинова И.В., преподаватель ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», рассказала об опыте внедрения профессиональной направленности в рамках общеобразовательных предметов русского языка и литературы на примере урока-семинара «Мастер своего дела» и написания эссе на тему «Мой путь».

Якушевская О.С., преподаватель ГПОУ «Читинский политехнический колледж», представила опыт реализации индивидуального проекта по общеобразовательной дисциплине «Математика» для специальности «13.02.03 Электрические станции, сети и системы» в ГПОУ «Читинский политехнический колледж» посредством разработки тем, которые имеют практико-ориентированный характер и непрофессионально-ориентированное направление.

Исаева И.С., преподаватель ГПОУ «Читинский политехнический колледж», наглядно представила работу нейросети «CHATGPT», возможности и результаты ее использования на занятиях по математике, плюсы и минусы.

Баловнева О.Н., преподаватель ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», из опыта работы на специальности «Архитектура» представила инновации, основанные на далеком прошлом, среди них три основных метода – «Метод Портфолио», «Метод Проектов» и «Работа в малых группах».

Завершилась работа секции докладами о новой образовательной технологии «Профессионалитет» на примере деятельности ГПОУ «Читинский педагогический колледж».

Сидоренко О. С., заместитель директора по учебной работе ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», поделилась особенностями реализации образовательных программ среднего профессионального образования с применением новой образовательной технологии «Профессионалитет».

Пахомова Т. Е., заведующая РРЦ «ИКТ в образовании» ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», в рамках своего доклада представила новый формат содержания образовательных программ ФП «Профессионалитет» – Цифровой образовательный контент (ЦОК), представив алгоритм разработки ЦОК, работу в программе по созданию ЦОК «ispringsuite 11» и примеры разработок ЭОМ (электронные образовательные материалы).

При подведении итогов работы секции, участники мероприятия отметили:

– высокую продуктивность и эффективность проведенных обсуждений и докладов;

– важность и актуальность рассмотренных вопросов и проблем;

– плодотворное сотрудничество участников, обмен опытом и знаниями;

– возможность применения полученных результатов и рекомендаций в практической деятельности;

– необходимость продолжения работы секции для решения выявленных задач и проблем.

По итогам анализа результатов формы обратной связи участники площадки считают сегодняшнюю встречу продуктивной, полезной и необходимой для обмена опытом, идеями.

О проведении методологического семинара

«Наука, общество, инновации: актуальные

вопросы современных исследований»

 

Модератор:

Кимова С. З.,

заведующая кафедрой педагогики и цифровой дидактики

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.

Аналитик:

Юдина Н.А.,

научный сотрудник кафедры педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

 

В рамках Краевой научно-образовательной инновационной сессии «Новая реальность современного образования: вызовы, становление, развитие» 20 октября состоялся методологический семинар «Наука, общество, инновации: актуальные вопросы современных исследований», в работе которого приняли участие заместители руководителей МОУО, педагогические работники образовательных организаций, аспиранты.

Спикеры методологического семинара осветили важные проблемы в образовании. Доцент кафедры ТМДНО Забайкальского государственного университета, к.п.н. Шибанова Н.М. в своем докладе «Аксиосфера современного детства» показала важность внимания к проблеме формирования ценностных установок детства. Задача образовательной сферы – создать условия для формирования аксиосферы детства как ценностного ресурса. В своем докладе спикер представила результаты проведенного исследования, которые выявили проблемы и направления работы с детьми. Ценностный потенциал современного детства – это стратегический ресурс национальной безопасности России.

Следующим спикером методологического семинара стала Пасынкова Е. В., заместитель директора ЦНППМ ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». В своем докладе «Индивидуальная образовательная программа как средство профессионального роста учителя в системе непрерывного педагогического образования» Пасынкова Е.В. представила результаты диссертационного исследования, познакомила аудиторию с моделью профессионального роста учителей.

Практическую направленность в своем докладе «Методология и методика проектирования процесса достижения образовательных результатов» представила Кимова С. З., заведующая кафедрой педагогики и цифровой дидактики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Спикер показала проектирование процесса достижения образовательных результатов с точки зрения уровней ответственности, а именно: регионального, муниципального и уровень образовательной организации. В докладе представлены модель и инструменты продвижения, методические решения, которыми могут воспользоваться как готовыми шаблонами специалисты муниципальных органов управления образованием, администрация образовательных организаций.

Таким образом, методологический семинар затронул важные направления в образовании, вызвал у участников интерес и положительные оценки.

О проведении мастер-сессии

«Электронные сервисы и инструменты в практике учителя, педагога-библиотекаря»

Модераторы:

Колобкова Е.Б.,

методист УНМиИД ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»;

Кузьмин Д.С.,

начальник отдела цифрового развития образования

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

Аналитик:

Филонова В.В.,

методист РМЦ ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

 

20 октября 2023 года в рамках Краевой научно-образовательной инновационной сессии «Новая реальность современного образования: вызовы, становление, развитие» проведена мастер-сессия «Электронные сервисы и инструменты в практике учителя, педагога-библиотекаря».

Открыли мастер-сессию Колобкова Е.Б., методист УНМиИД ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и Кузьмин Д. С., начальник отдела цифрового развития образования.

В работе мастер-сессии приняли участие руководители ШИБЦ, педагоги, педагоги-библиотекари г. Читы и школ Забайкальского края. Всего работе мастер-сессии участвовали 62 человека (из них 18 человек подключилось в дистанционном формате).

Непомнящих М. Е., заведующая отделом электронных ресурсов и оцифровки Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина выступила с темой: «Реализация проекта «Создание единой цифровой платформы библиотек города Читы»: электронная библиотека «Территория Забайкалья». Спикер рассказала о введении в систему обслуживания читателей библиотек г. Читы единого читательского билета, а также о процессе оцифровки фондов библиотек для создания электронной библиотеки «Территория Забайкалья». Участники увидели сайт проекта, познакомились с его содержанием, узнали о возможностях использования в практической деятельности. Реализация проекта стала возможной благодаря губернаторскому гранту.

Тангыт-Оол Н.В., заведующая сектором «Региональный центр доступа к ресурсам президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина» Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, поделилась возможностями использования ресурсов Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина в образовательном процессе. Библиотека является мощным электронным ресурсом, который может гарантировать достоверность всей информации, так как имеется доступ к первоисточникам.

Крупская Д.Н., преподаватель ФГКОУ «Читинское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации», поделилась опытом использования ресурсов президентской библиотеки в практической деятельности педагогов общеобразовательных организаций. Спикер подробно описала процесс подключения образовательной организации к электронным ресурсам президентской библиотеки.

Филина Н.Н., библиотекарь отдела электронных ресурсов и оцифровки Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, выступила с темой «Электронные библиотеки: возможности и ресурсы». В своем докладе она рассказала о максимально доступных и открытых для использования электронных библиотеках: Elibrary, КиберЛенинка, НЭБ (Национальная электронная библиотека) и GlobalF5.

Широкий отклик участников получило выступлениеЖуравлёвой Л. Б., преподавателя русского языка и литературы Читинского техникума отраслевых технологий и бизнеса, которая выступила с темой «Коллективный творческий проект по литературе». Преподаватель поделилась личным опытом создания творческих проектов с учащимися. Все присутствующие с большим интересом и восхищением познакомились с результатами уже созданных проектов: «Крылатые дети Земли» – сборник легенд и сказаний Забайкальского края; «Память, память, за собою позови…», «И в Сибири есть солнце!..», «Таланты земли забайкальской». Работа над новыми коллективными проектами ведется ежегодно на протяжении многих лет.

Сафронова Н.Р., библиотекарь ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», выступила с темой «Электронные инструменты в работе школьного библиотекаря».

Кузьмин Д.С. с помощью QR-кода провел опрос «Использование педагогами электронных образовательных ресурсов, рекомендованных Министерством просвещения» и обобщил его результаты в виде таблицы.

Колобкова Е.Б. по итогам опроса сформулировала тему проведения следующего краевого методического дня: «Электронные образовательные ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения».

Подводя итоги работы мастер-сессии, можно сделать вывод, что все участники образовательного процесса стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью как печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека. В условиях информатизации одной из главных задач для библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной. Присутствующие отметили практическую направленность семинара, возможность сравнить свой опыт с опытом коллег, пополнить методическую копилку интересными формами работы.

pic1

pic-2

pic-3

pic-4