28 августа 2023 года в рамках Августовской конференции работников образования Забайкальского края на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» прошли вебинары «Об особенностях преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях Забайкальского края в 2023-2024 учебном году».

Модераторами вебинара выступили Шароглазова О.А., методист ФО и СОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», и Фалилеева Е.В., региональный методист по учебным предметам «Русский язык» и «Литература», заместитель председателя предметной комиссии при проведении ГИА по образовательным программам ООО, эксперт предметной комиссии при проведении ГИА по образовательным программам СОО («Русский язык»), учитель МБОУ СОШ № 5 г. Читы.

Спикеры:

1. Прокопьева Любовь Александровна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 7 г. Краснокаменска;

2. Орлова Людмила Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кыринская СОШ»;

3. Глущенко Елена Евгеньевна, к.п.н., доцент кафедры РЯиМП ФГБОУ «ЗабГУ», учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 21».

На вебинаре присутствовало около 96 забайкальских педагогов.

Программа вебинаров составила пять выступлений, в рамках которых были рассмотрены особенности преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях Забайкальского края в 2023-2024 учебном году. Спикеры поделились своим опытом в формировании культуроведческой компетенции у школьников посредством прецедентных текстов, обращении к этнокультурному компоненту при развитии функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы и обучении смысловому чтению на уроках литературы.

Выступление Шароглазовой О.А., методиста ФО и СОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», и Фалилеевой Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г. Читы, было посвящено особенностям преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в 2023-2024 учебном году. Педагоги ознакомились с нормативными документами, регламентирующими работу учителя русского языка и литературы, с изменениями ФГОС ООО и ФГОС СОО 2021 г. и 2022 г. соответственно. Подробно была рассмотрена Федеральная рабочая программа по учебным предметам «Русский язык» и «Литература» на уровнях ООО и СОО.

Стоит отметить, что ФРП по «Русскому языку» и «Литературе» подлежат непосредственному применению в образовательном процессе в соответствии со ст. 12 п. 6.3. ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (редакция от 04.08.2023 г.) «Об образовании в Российской Федерации». Педагоги в рамках вебинаров ознакомились с содержанием программ и планируемыми результатами освоения учебных предметов. Также на вебинаре было рассказано о планируемых изменениях в КИМ ОГЭ и ЕГЭ в 2024 г. по учебным предметам «Русский язык» и «Литература», о введении единых методических дней, о ресурсах Академии Минпросвещения России для повышения квалификации педагогов, о повышении квалификации школьных педагогов в рамках проекта МФТИ «Искусственный интеллект: старт в будущее».

Прокопьева Л.А., заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 7 г. Краснокаменска, рассказала о формировании культуроведческой компетенции у школьников посредством прецедентных текстов. В своем выступлении Любовь Александровна дала определение термина «прецедентный текст», рассказала о роли такого текста в приобщении учащихся к мировой культуре и культуре своего народа, поделилась с учителями примерами задач.

Обращению к этнокультурному компоненту при развитии функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы было посвящено выступление Орловой Л.Д., учителя русского языка и литературы МБОУ «Кыринская СОШ». В своей работе Людмила Дмитриевна часто обращается к этнокультурному компоненту. В качестве примера были приведены задания, составленные на основе текстов из книги забайкальского врача Зайкова Б. А. «За здоровьем в санаторий "Дарасун"». Педагог делает вывод, что, работая с текстами, содержащими информацию, близкую и понятную учащимся, решая задачи, затрагивающие жизненный опыт детей, можно вызвать их неподдельный интерес и способствовать формированию функциональной грамотности.

Глущенко Е.Е., к.п.н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 21», поделилась своим опытом в обучении смысловому чтению на уроках литературы. Елена Евгеньевна рассказала о стратегии чтения как определенном приеме работы с текстом, группе действий и операций, применяемых для полноценного освоения содержания текста на каждом этапе чтения. Педагоги ознакомились с такими приемами работы с текстом, как «Попс-формула», работа с заголовком, с центральными понятиями, с приёмом «Инсерт», «Круги Эйлера», логическая цепочка и другими.

 

Шароглазова О. А.,
методист ФО и СОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»