Аналитик:Веселова О.В.,

старший методист кафедры управления

образовательными организациями

ИРО Забайкальского края

 

20 сентября 2023 года в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы ведения ФГОС общего образования» проведен проектировочный семинар «Система кластерного образования как стратегическая образовательная инициатива, ориентированная на перспективные потребности рынка труда и технологий».

Цель площадки – общественно-профессиональное обсуждение особенностей дифференциации содержания в специализированных классах с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы, создание условий для поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического со-провождения, достижения нового качества и результатов общего образования, ориентированного на перспективные потребности рынка труда и технологий.

В семинаре приняли участие управленческие команды образовательных организаций со специализированными классами различной направленности, представители муниципальных органов образования и начальник отдела общего, специального образования Управления общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края Никифорова Наталья Юрьевна.

Очно на площадке присутствовали представители МОУ СОШ №55 г. Читы и МОУ СКОШ с. Знаменка Нерчинского района, в процессе работы площадки 12 участников подключились дистанционно.

Работу семинара начала Кузьмина Светлана Владимировна, доцент КУОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», с приветствия и целевой установки на актуальные вопросы обсуждаемой темы. Спикер обозначила актуальные проблемы организации специализированных классов различной направленности, обусловленные традициями системы образования региона и потребностями рынка труда.

Всего был представлен опыт 8 образовательных организаций по 6 кластерам:

– агрокластер-2 (МОУ СОШ с. Нарын-Талача Карымского района, МОУ СОШ с. Беклемишево Читинского района);

– педагогический кластер-1 (МОУ СОШ № 41 г. Борзя);

– горный кластер-1 (МАОУ СОШ №7 г. Краснокаменска);

– кадетский/казачий кластер-1 (МОУ Средняя общеобразовательная казачья школа с. Знаменка, Нерчинский район);

– инженерный кластер-2 (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Читы, ЧОУ «РЖД Лицей №18 с. Ульякан, Чернышевский район).

Весь представленный опыт заслуживает внимания и обобщения.

Анализ произведенных изменений в содержании образования в специализированных классах показал разнообразные подходы к работе над ООП: углубление содержания отдельных учебных предметов, формирование вариативной части учебного плана, отражающей специфику образования, внеурочная деятельность, возможности дополнительного образования. Вместе с тем выявились проблемные точки в работе над основной общеобразовательной программой.

Участники площадки выразили пожелание о целенаправленном и адресном научно-методическом сопровождении деятельности специализированных классов: подготовка методических рекомендаций, проведение методических дней (часов), помощь в организации сетевого взаимодействия при реализации различных форм внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих программ.