Аналитик: Дробная Е. В.,
и.о. декана ФОиСОО
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

 

20 сентября 2023 года в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Итоги и перспективы введения ФГОС общего образования» прошла стратегическая сессия «Повышение качества образования в Забайкальском крае в 2023-2024 учебном году», которая включала в себя предметную секцию «Физика». В работе предметной секции приняли участие 12 педагогов: 7 очно и 5 через дистанционное подключение. Участниками секции стали учителя физики – руководители и члены предметных РМО школ г. Петровск-Забайкальского, ЗАТО п. Горного, Агинского, Борзинского, Ононского, Тунгокоченского, Улётовского районов, представители методических служб и учреждений высшего образования Забайкальского края. Модераторами площадки выступили учитель физики и информатики МБОУ СОШ № 47 г. Читы Михайлов Егор Иванович и сотрудник ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Дробная Елена Валериановна, и.о. декана факультета ОиСОО.

В начале работы предметной секции модераторы познакомили участников с основными направлениями работы площадки и обозначили тему общего обсуждения: повышение качества образования в Забайкальском крае в 2023-2024 учебном году по физике, основным критерием которого должны стать результаты ЕГЭ-2024 по физике, а именно – снижение процента обучающихся, не преодолевших минимальный порог баллов с 16,71% до 15,5% (∆ 1,21%) и повышения среднего балла ЕГЭ по физике с 46,01 до 47,5 баллов (∆ 1,49 балла). В качестве критерия успешности проведения площадки было заявлено внесение конкретных предложений, реализация которых позволяет достичь намеченных показателей результатов ЕГЭ в 2024 году.

Живое обсуждение проблемы повышения качества образования по физике в 2024 году было организовано вокруг динамики результатов обучающихся, в том числе успешности выполнения конкретных заданий КИМ ЕГЭ за 2020-2023 годы, и их корреляции с результатами диагностики предметных компетенций учителей физики, прошедшей в 2023 году. Участники секции отметили целый ряд проблем, совпадающих у обучающихся и педагогов, обсудили основные проблемы в преподавании физики в общеобразовательных организациях (в том числе сложности с наполнением профильных классов, низкий уровень математического образования, необходимость обеспечения практикоориентированности как подготовки обучающихся к ЕГЭ, так и КПК для педагогов, проведения ранней профориентации и др.).

В завершение работы секции её участники сформулировали и представили на общее обсуждение следующие предложения, которые, по их мнению, будут способствовать достижению запланированных результатов ГИА-11 по физике в 2024 году:

-                   для обучающихся: обучение стратегиям подготовки к экзаменам, использование при подготовке к ЕГЭ онлайн-лабораторий и практикоориентированных интенсивов, которыми должны быть охвачены 100% выпускников Забайкальского края, сдающих ЕГЭ по физике;

-                   для родителей: проведение разъяснительной работы по вопросам подготовки к ЕГЭ, знакомство со стратегиями подготовки к ЕГЭ и др., в которых должны принять участие 100% родителей выпускников 2024 года, сдающих физику;

-                   для учителей: как можно более раннее выявление школьников, сдающих ЕГЭ по физике, проведение практикоориентированных КПК, вебинаров и очных интенсивов по решению сложных заданий КИМ ЕГЭ, направленных на восполнение предметных дефицитов, которыми должно быть охвачено не менее 70% учителей, работающих в 2024 году в 11 классах;

-                   для администраций школ и методических служб: организация методического сопровождения педагогов таким образом, чтобы в различных мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровней регулярно принимало участие соответственно не менее 70% учителей физики, работающих в 2024 году в 11 классах.

Присутствующие на площадке коллеги отметили важность и актуальность её проведения. Предложенные меры стали результатом работы предметной площадки и были представлены участникам стратегической сессии в рамках подведения её общих итогов.