На открытии, с приветственным словом выступила Н.М. Шибанова, заместитель министра образования Забайкальского края, она сделала акцент на теме ежегодной конференции: всегда в новой тенденции, в новой проблеме. Каждый педагог и родитель ощущает на себе, что образовательная реальность изменилась, и факторы риска заставляют меняться, по-другому мыслить, преобразовываться и адаптироваться. Наталья Михайловна нацелила профессиональное сообщество на понимание новых траекторий развития, новых технологий, новых способов жизни в условиях актуальной образовательной реальности. Пожелала всем комфортной, продуктивной, коммуникации, и чтобы каждый определил вопросы, проблемы и нашёл ответы и решения.

Далее, в ходе установочного пленума, перед участниками выступила

В. В. Гарднер, и. о. ректора ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» с темой «Дети будущего: чего ждать от нового цифрового поколения?», где обратила внимание на изучении детей нового поколения, которые будут формировать наше будущее и жить в нем, это поколения Zи поколение А. Также она указала на особенности данных категорий детей, их приоритеты, особенности в общении, познании, обучении и призвала к изучению проблем, связанных с современными детьми.

Работа конференции предполагала 5 секций, каждая из которых заявлена в определённом формате: обсуждение «Обучение и воспитание в современной образовательной среде»; полемика «Новый образовательный опыт: обучение в пандемию глазами ребёнка, родителя и педагога»; дискуссия «Экология учебного занятия в теории и на практике»; дебаты «Массовизация или индивидуализация современного образования»; диспут «Границы цифровизации образования».

В ходе пленарного заседания с докладом на тему «Современная образовательная реальность: актуальные вызовы и тенденции», выступила Н.М.Шибанова, заместитель министра образования Забайкальского края, и указала на актуальные вызовы современной образовательной реальности и их значение:

üнеопределённое будущее;

üскорость перемен, где составляющими явились новые ФГОС, новые учебники, новые технологии, образовательные ресурсы, профессиональные компетенции, высокооснащённые места;

ü«другие» дети (поколение Zи A);

üновая образовательная реальность (угрозы COVID-19, ограничительные мероприятия, «дистант», виртуальная коммуникация, непрофессиональное «семейное» образование; учебная самостоятельность до начала учебной деятельности; возвышение/отрицание роли учителя);

üнепрофильный функционал (присмотр и уход, организация питания, социальная защита, «колл-центр», первичная медицинская помощь, обеспечение защиты и безопасности;

üцифровизация образования (информационные технологии, ЦОС, ЭОР, образовательные платформы, скоростной интернет в школе/отсутствие интернета в домохозяйствах, кризис профессиональной компетентности учителя);

üоткрытость, прозрачность системы (информационная открытость, родительский и общественный контроль).

Участникам конференции было предложено видеовыступление председателя правления, директора Автономной некоммерческой организации содействия воспитанию подрастающих поколений «Детские и молодёжные социальные инициативы» (АНО ДИМСИ) С.В.Тетерского, на тему «Гармония и дисгармония современного воспитания», который рассказал об основной цели нацпроекта «Образование», раскрыл показатели гармоничности, дал понятие гармонии, гармонии противоположностей. Сергей Владимирович привёл примеры разных уровней воспитания и обратил внимание на усиление негативного восприятия нацпроекта «Образование». Он указал на гармоничное взаимодействие и ошибки педагогов, которые игнорируют правила гармоничного воспитания, дал рекомендации в вопросе «Что делать?».

Видеовыступление профессора кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Регионального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный университет» М.Н.Фроловской, на тему «Способ становления образа человека в культуре и образа культуры в человеке» (https://disk.yandex.ru/i/E8GxJmrdyjtEww), вызвало большой интерес у слушателей.

В конце пленарного заседания В.В. Гарднер, и.о. ректора ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» прокомментировала итоги интерактивного опроса среди детей, результаты которого будут представлены на сайте института.

В установочном пленуме и в пленарном заседании приняли участие специалисты Министерства образования и науки Забайкальского края, руководители и сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, методических служб Забайкальского края, руководители и педагоги образовательных организаций.

Аналитик

О.В. Кудашова

старший преподаватель факультета ДиНОО

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»